Автономная некоммерческая
общеобразовательная организация
«Лицей «Интеллект»

г. Балашиха, ул. Заречная, д. 7
+7 (495) 529-2361+7 (985) 145-2374
zarechnaya_7@inbox.ru

Версия для слабовидящих

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Об оборудованных учебных кабинетах

В школе функционирует 18 учебных кабинета. Все кабинеты снабжены учебным оборудованием, автоматизированными рабочими местами учителя, подключенными к сети Интернет. В них созданы условия для проведения уроков, дополнительных занятий по предмету, внеклассных мероприятий. Каждый учебный кабинет оборудован компьютером, мультимедиа проектором и принтером, в 13 кабинетах установлены интерактивные приставки Mimio Teach.

Об объектах для проведения практических занятий

В школе функционирует 1 кабинет физики, химии, биологии, 1 кабинет информатики. Все кабинеты снабжены учебным и лабораторным оборудованием, автоматизированными рабочими местами учителя, подключенными к сети Интернет. В них созданы условия для проведения уроков и  практических занятий.

О библиотеке(ах)

Библиотечный фонд лицея состоит из двух подразделений:

1. Основной:

  • справочно-библиографическая литература (словари, справочники, энциклопедии),
  • отраслевые издания (методические материалы по образовательной программе школы),
  • периодические (журналы, газеты),
  • художественная литература (современная, классическая),
  • издания по профессиональному и социальному самоопределению учеников.

2. Специализированный:

  • учебные пособия и издания, которые подбираются в соответствии с аккредитованной программой начального, основного и среднего общего образования.

Лицей сам выбирает и утверждает список учебных материалов из федерального перечня, но все они должны быть выпущены издательствами, перечень которых утвержден Министерством образования. Администрация и учителя лицея вправе решать, в каком формате они будут– бумажном или электронном.

Обеспеченность учебниками составляет 100 %.

Библиотечный фонд - систематизированное собрание имеющихся в библиотеке произведений печати. Фонд школьной библиотеки лицея расставлен по всем правилам библиотечно-библиографической классификации. Вся научно-популярная, методическая литература располагается в одном определенном месте и выделяется с помощью разделителей, на которых обозначен индекс раздела и его название.

Художественная литература расставлена в алфавитном порядке авторских знаков. При этом применяется несколько видов разделителей: буквенные и именные.

Фонд школьной библиотеки состоит из:

  1. Детской и художественной литературы 
  2. Научно-популярной литературы .
  3. Справочной литературы: энциклопедии, справочники, словари
  4. Медиаресурсов

Учебно-методические средства обучения включают:

 1. Основную и дополнительную учебную литературу

  • Учебники
  • Учебные пособия, рабочие программы, тесты, практические и лабораторные работы
  • Хрестоматии

2. Справочные пособия

  • Словари
  • Справочники

3. Наглядный материал

  • Портреты поэтов и писателей
  • Иллюстрации
  • Картины художников

4. Таблицы демонстрационные к основным теориям и литературным понятиям

5. Цифровые образовательные ресурсы

В лицее периодически проводится акция «Книга в подарок». В этой акции принимают участие обучающиеся, родители и все сотрудники лицея. Благодаря этому направлению работы, библиотечный фонд лицея постоянно пополняется. Среди подаренных книг: художественная литература, словари, справочники, энциклопедические издания.

Об объектах спорта

Для занятий физкультурой во время уроков и во внеурочной деятельности используются следующие оборудованные спортивные площадки:

  • спортивный стадион,
  • футбольное поле,
  • площадка с уличными тренажерами,
  • спортивный городок с брусьями, турниками, рукоходами.

О средствах обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. 

Средства обучения – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности  и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. 

 Главным в средствах обучения является: устное слово, речь учителя. Рализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80% информации обучающиеся воспринимают зрительно, используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски.

В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
  • Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
  • Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
  • Тренажеры и спортивное оборудование.

Общая дидактическая роль средств обучения

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в пеpеводе с английского означает «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно – аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).

Принципы использования средств обучения

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
  • сотворчество педагога и обучающегося
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства воспитания

 1. Общение как средство воспитания 

а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося; индивидуальные беседы б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. классные часы, школьные праздники и мероприятия.

2. Учение как средство воспитания 

Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе. Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: 
а) выясняют условия совместного выполнения задания; 
б) организуют его взаимное обсуждение; 
в) фиксируют ход совместной работы;
г) обсуждают полученные результаты; 
д) оценивают успехи каждого; 
е) утверждают самооценки членов группы; 
е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; 
ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы. 
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.

3.Труд как средство воспитания 

Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей.  Осуществляется через:

дежурство по классу, школе;

работа на пришкольном участке;

4. Игра как средство воспитания используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:

  • организационно-деятельностные;
  • соревновательные;
  • сюжетно-ролевые.

Деятельность школы, состояние и уровень её работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и духовных центров. Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка. Личностно- ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитее ученика как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Использование личностно – ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей школьной воспитательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Об условиях питания обучающихся

В АНОО "Лицей "Интеллект" организовано 3-х разовое горячее питание учащихся.

Питание учащихся лицея организовано на основе Десятидневного комплексного меню (завтрак, обед, полдник), разработанного в соответствии с технологическими картами и согласованного с начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области городского округа Балашиха, г. Железнодорожный, г. Реутов.

Для организации горячего питания в лицее созданы необходимые условия:

  • оборудованный пищеблок;
  • столовая;
  • штатные квалифицированные сотрудники пищеблока.

Ежегодно в соответствии с нормативными документами и сроками Управление Роспотребнадзора Московской области осуществляет контроль за условиями и организацией питания учащихся в лицее.

АНОО «Лицей «Интеллект» самостоятельно обеспечивает питание обучающихся в соответствии с нормами и правилами СанПиН 2.4.52409-08, утвержденными Постановлением Государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 г. № 45.

В лицее имеется пищеблок с технологическими цехами и подсобными помещениями.

Пищеблок обеспечен необходимым технологическим оборудованием, техническое состояние которого соответствует нормативным требованиям. Требования техники безопасности при работе с использованием технологического оборудования соблюдаются.

Санитарное состояние пищеблока, подсобных помещений и технологических цехов и участков  соответствует санитарным нормам;

Для организации питания в лицее имеется столовая 29,37 кв.м, обеденный зал рассчитан на 70 посадочных мест. Обучающиеся питаются в 2 смены.

Столовая обеспечена посудой в достаточном количестве. Документация и инструкции, обеспечивающие деятельность столовой и ее работников имеются на соответствующих местах.

Столовая и пищеблок оснащены современным производственным оборудованием, позволяющим  приготавливать и подогревать пищу; и холодильными установками, позволяющими соблюдать условия хранения продуктов питания. Соблюдаются гигиенические условия перед приемом пищи. Качество эстетического оформления зала для  приема пищи хорошее. 100% обучающихся лицея охвачены 3-х разовым горячим питанием.

Об условиях охраны здоровья обучающихся

Организация медицинского обслуживания обучающихся осуществляется на основе Приложения № 1 (стр. 90) к лицензии № ЛО-50-01-004960 от 25 декабря 2013 г. на осуществление медицинской деятельности ГБУЗ МО "Балашихинская областная больница». Организация первичной, доврачебной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по педиатрии осуществляется медицинской сестрой, находящейся в штате лицея.

Медицинский кабинет оснащён стандартным комплектом оборудования, которое обеспечивает организацию медицинского контроля развития и состояния здоровья школьников в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.

Ежегодно составляется план мероприятий по обслуживанию школьников, профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации, летней оздоровительной работе.

В своей работе медицински1 работник школы использует профессиональные знания, нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения, особенности организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях и др.

Ежедневно в медицинском кабинете ведется амбулаторный и профилактический прием учащихся. По графику учащиеся осматриваются на педикулез.  В основе медицинской деятельности в школе лежит предупреждение управляемых инфекций с помощью проведения профилактических прививок в рамках национального календаря. В осенний период с сентября по ноябрь проводятся прививки против гриппа, что дает возможность избежать вспышки заболеваемости гриппом.

Осуществляя ежедневный контроль над питанием школьников, работой столовой медицинские работники и сотрудники пищеблока добились, что уже в течение нескольких лет в школе нет случаев заболевания вирусным гепатитом и кишечными инфекциями. В столовой школы медицинским работником ежедневно ведется бракераж готовой продукции, контролируется санитарное состояние пищеблока и здоровье сотрудников столовой.

Профилактические медицинские осмотры проводятся сотрудниками ГБУЗ МО "Балашихинская областная больница»: хирургом-ортопедом, неврологом, офтальмологом, отоларингологом, терапевтом.

Медицинские сотрудники оказывают сопровождение и допуск детей к сдаче норм ГТО, соревнованиям, пионерболу и др.

С обучающимися всех классов проводятся беседы по профилактике гриппа и необходимости вакцинации от гриппа и закаливания.

Проводятся индивидуальные беседы с родителями о здоровье их детей.

Сотрудники школы ежегодно централизованно проходят диспансеризацию.

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

В управленческом, образовательном и воспитательном про­цессах активно используется локальная компьютерная сеть школы с подключением к глобальной сети Интернет.

В школе имеется единая локальная компьютерная сеть. Доступ к сети интернет обеспечивается с обязательной фильтрацией интернет-трафика провайдером. Количество компьютеров, с которых имеется доступ к сети Интернет – 51.

Количество единиц вычислительной техники (компьютеров): всего – 51, из них используется в учебном процессе – 42. Количество компьютерных классов: 1-стационарный

В сети Интернет функционирует официальный сайт школы. На сайте представлены сведения о школе, документация, постоянно публикуются объявления, новости. Обновление информации – по мере поступления новой.

Всем участникам образовательного процесса предоставлена возможность получения  информации о текущей успеваемости учащихся в форме электронного дневника и электронного журнала успеваемости, а также ЭОР.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, представлены ЭОР, а также на общедоступных образовательных сайтах сети интернет (таких как «Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы», «Единое окно для доступа к образовательным ресурсам», «Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов» и других).

Электронные образовательные ресурсы для использования обучающимися:

  • https://resh.edu.ru/subject/ - Российская электронная школа
  • https://uslugi.mosreg.ru/ - Портал государственных и муниципальных услуг Московской обасти
  • http://www.edu.ru/ - Федеральны портал "Российское образование"
  • https://fipi.ru/ -  ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений"
  • https://minobrnauki.gov.ru/ - МИНОБРНАУКИ
  • https://obrnadzor.gov.ru/ - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  • https://rcoi.net/ - Региональный центр обработки информации Московской области
  • https://lbz.ru/ - Методическая служба издательства БИНОМ
  • http://www.openclass.ru/ - Открытый класс Сетевые образовательные сообщества
  • http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов
  • https://oge.sdamgia.ru/ - Сдам ГИА: Решу ОГЭ/ЕГЭ
  • http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • http://www.mon.gov.ru - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • http://window.edu.ru - Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
  • www.rustest.ru - Федерального центра тестирования (ФЦТ)