Автономная некоммерческая
общеобразовательная организация
«Лицей «Интеллект»

г. Балашиха, ул. Заречная, д. 7
+7 (495) 529-2361+7 (985) 145-2374
zarechnaya_7@inbox.ru

Версия для слабовидящих

Подготовка к школе

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребёнка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребёнок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций.

Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности, нужны условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы «Дошколята», которая даёт возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить своё обучение.

Данная программа состоит из трёх разделов:

  • Речевое развитие.
  • Развитие математических способностей.
  • Развитие мелкой моторики рук

Развитие речи

На уроках развития речи дошкольники знакомятся с родным языком, его орфоэпическим строением.

Мы учим ребят анализировать речь окружающих людей и свою собственную с позиции её правильного звучания, обращаем их внимание на артикуляцию произносимых звуков, на благозвучность речи.

Фонетические знания составляют основу правильного произношения слов, фонетика взаимодействует с морфологией и словообразованием, а вместе они создают базу для формирования орфографических навыков, например, для правописания проверяемых безударных гласных, парных-глухих–звонких согласных в слове.

Фонетические знания необходимы для осознанного интонационно верного произношения предложений, соблюдения логических ударений, пауз и других способов обогащения речи. Для этого очень важно знание звукового состава слова, понимание его лексического значения. Например, слова замок и замок различаются лишь ударением, а слова реки и реки - формой. Мягкие и твёрдые согласные обусловливают лексическое различие слов: флаги – фляги. Подобных примеров в языке множество. Вот почему изучение фонетики и графики занимает центральное место в начальных классах.

Русское письмо - звуковое, поскольку оно основано на том, что на письме звук обозначается буквой. Поэтому на подготовке к школе учимся распознавать звуки и буквы: первые - мы слышим, вторые - мы пишем. Буква  - графическое изображение звука. Для формирования графических навыков ребятам необходимо знать, что одна и та же согласная буква может обозначать на письме разные согласные звуки — глухие и звонкие: зуб - зубы.

Звуки и буквы, гласные и согласные, твёрдые и мягкие, парные и непарные, звонкие и глухие, сонорные, шипящие, не обозначающие звуков, йотированные, всегда мягкие, всегда твёрдые, гласные как показатели мягкости согласного… Семнадцать терминов! Легко ли ребёнку разобраться в сложностях звуко-буквенного анализа? Для малыша все правила и их формулировки кажутся трудными, почти заколдованными. Родители, которые хотят помочь своему ребёнку, в панике, так как для многих из них тема «Фонетика»  трудна, они не могут помочь детям в её освоении. Задача учителей — представить изучаемый материал доступно, наглядно, интересно и просто.

В своей работе мы используем методику знакомства со звуками, разработанную Егоровой Е.А. «Поющая азбука». На одном листе - вся фонетика. Причём это не сухие схемы, а живые «бабочки», «ёлочки», «ёжики». Каждая буква, звук расположены в определённом порядке. Это близко и понятно детям.

Все блоки легко запомнить без зубрёжки, так как проговариваются они в движении, с короткой песенкой и улыбкой.

Развитие математических способностей

Учебно-методическое пособие «Раз - ступенька, два - ступенька...» предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Оно представляет собой составную часть непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и основной школы, который разрабатывается в настоящее время в Ассоциации «Школа 2000…» с позиций комплексного развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому основными задачами математического развития дошкольников в программе «Школа 2000…» являются:

  1. формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов. радость творчества;
  2. увеличение объема внимания и памяти;
  3. формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
  4. развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
  5. развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
  6. выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
  7. формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему в пособии предложено большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают
на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения. Например, выбирая из предметов (яблоко, мяч, кубик) лишний предмет, дети могут назвать кубик, так как он отличается от двух других формой; лишним может быть яблоко, так как это фрукт, а остальные предметы - игрушки; лишним может быть и мяч, если он синий, а яблоко и кубик - красные. Работая с фигурами «Геометрического лото», дети могут подобрать разные фигуры, отличающиеся от маленького желтого квадрата одним признаком - маленький желтый круг, большой желтый квадрат, маленький синий квадрат и т. д.

Курс «Раз - ступенька, два - ступенька ...» ориентирован на структурные и методические особенности учебников математики для начальной школы
Л.Г. Петерсон, однако он может быть использован для подготовки детей к любой из ныне действующих программ по математике в начальной школе.

Данный курс прошел практическую апробацию начиная с 1992 года в десятках базовых школ и дошкольных образовательных учреждений Ассоциации «Школа 2000...» в Москве и регионах России.

Развитие мелкой моторики рук у детей при подготовке к школе

При поступлении ребёнка в школу наряду с общим физическим развитием предъявляется одно особенное требование: развитие мелкой моторики рук. Ведь школа сразу даёт большую нагрузку на глаза ребёнка и на его кисти - при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения.

Так что же такое - мелкая моторика рук?

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Можно сказать что, мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость.

Слабое развитие моторики рук может отрицательно отразиться на обучении ребёнка в школе. Движения рук имеют большое значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учиться писать, писать он будет медленнее других и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям вообще.

В дошкольном возрасте важна подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления детей в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Итак, для развития мелкой моторики рук необходимо применять игры и упражнения, способствующие развитию моторики пальцев рук. Во время выполнения упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы действия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной - это и будет подкреплять интерес к играм и упражнениям. Умелыми пальцы становятся не сразу.